До наших дней дошло правило пожарных «Бери бороду в зубы и иди в дым». И это вовсе не образное выражение. До ХХ века огнеборцы в самом деле шли в дым, зажав в зубах бороду или мокрую рукавицу, или закрывая нос и рот мокрой тряпкой, что, конечно же, не спасало их от отравления угарным газом.
В 1900 году питерских пожарных снабдили первыми респираторами «Папагеоргия», вырезанными из греческой губки по овалу лица, с деревянным мундштуком и тесемками-креплениями. Губка смачивалась водой или слабым раствором уксуса с водой. Для того, чтобы в дыму можно было видеть и не портить глаза, применялись специальные очки.
По сохранившимся документам, в 1908 году в Архангельске был произведен «первый опыт употребления вуалей Винклера». Это защитное средство представляло собой сетку, смоченную в содовом растворе и закрывающую лицо. В своем «донесении» редактору журнала «Пожарное дело» помощник начальника дружины И.И. Калинин сообщал, что «при пожаре 14-го апреля, где от горевшего большого амбара, наполненного пустыми деревянными бочками, жар был настолько велик, что не позволял стоять со стволом вблизи огня, в вуали же ствольщик довольно свободно мог работать, не чувствуя на лице жара в то время, как бывший на нем кафтан местами истлел».
Примерно в это же время появляется прообраз современного противогаза – «маска Кенига». Прибор состоял из шлема со слюдяными очками, от которого тянулся жесткий шланг длиной от 3 до 22 метров, и мехов. В шлеме, пристегнутом к одежде системой ремешков, один пожарный шел в задымленное помещение, а другой – брал в руки меха и качал их, обеспечивая товарища воздухом. В аппарат Кенинга входил также ороситель, закрепленный в верхней части маски. Создаваемая им водная завеса позволяла защитить огнеборца от воздействия высокой температуры и ближе подойти к очагу пожара.
В усовершенствованном российским инженером М.Н. Вассерманом варианте аппарата Кенинга имелся собственный запас сжатого воздуха в баллонах, который возобновлялся компрессором. Конструктор также снабдил аппарат электрическим телефоном.
Помимо этих приборов, в 1920-е годы прошлого века в пожарной охране применялись противогазы «Дегеа», респираторы «Може», дымовые маски Дрегера, а также приборы Шенкеля, Тиндаля и Шоу, ставшие родоначальниками в семье фильтрующих противогазов.
Усилиями сотрудников пожарной охраны Владимира Дехтерева, Георгия Селицкого и Михаила Юскина в 1933 году в пожарное дело были внедрены кислородные изолирующие противогазы горноспасателей и создано первое в нашей страны отделение газодымозащитной службы.
«Средства защиты органов дыхания пожарных и спасателей прошли долгий путь развития и усложнения. Сегодня, используя такие современные модификации средств индивидуальной защиты, как кислородные противогазы Р-30, «Драгер» – БГ-4, дыхательные аппараты АИР-300СВ, АИР-98-7К, АП-Омега и многие другие, сотрудники газодымозащитной службы могут длительное время находиться в полностью задымленном помещении, выполняя задачу по спасению жизни и здоровья людей», – отметил заместитель начальника Управления по Центральному округу Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы Евгений Алаев.
ФОТО из открытых источников